Правила игр в кости
В России и в Советском Союзе классические игральные кости не были популярны. Люди знали самый простой вариант азартного развлечения — сравнение очков на двух кубиках. В Западной Европе правила игры в кости разнообразны. Существует несколько десятков самостоятельных дисциплин. В одних на результат партии влияет только удача, для других необходимы знание математики и построение сложных стратегий.
Данный материал — справочник по игре в кости. В нем рассмотрено 20 самостоятельных дисциплин. После изучения правил можно сразу приступить к процессу.
История игр в кости
Развлечения с кубиками с пронумерованными гранями существовали задолго до нашей эры. Так, их упоминает Гомер в «Илиаде». События, описанные в эпосе, происходят в XII в. до н.э.
Первоначально игральные кубики изготавливались из костей овец и коз, отчего и пошло название.
Азартная забава стала массовой в I веке н.э. в Римской империи. Ставки на деньги были привычными у представителей всех сословий. В определенный момент власти были вынуждены законодательно регламентировать кости, разрешив азартное развлечение в конкретные месяцы года.
Еще больший размах явление приобрело в Средние века в Западной Европе. Азартные игры расцвели по причине начала массовой чеканки монет из недорогих сплавов. Карты уже были созданы, но до XVII века они уступали костям по популярности из-за сложности изготовления типографским способом. Было придумано до 100 совершенно разных правил для 2, 3 и 5 кубиков. Кости многократно попадали под запрет церкви.
Начиная с XVII–XVIII веков игра в кубики на деньги стала менее востребованной. Наступила эпоха карт и рулетки. Кости как официальная дисциплина не попали в многочисленные легальные европейские казино.
Ситуация изменилась в начале XX столетия. Во времена «первого лас-вегасского бума» в 1915-м в каждом казино были установлены столы Крэпс (Craps) — игры с двумя кубиками. С 1980-х годов сначала в азиатских заведениях, а затем по всему миру распространилась похожая дисциплина с тремя костями — Сик-бо (Sic Bo). В XXI веке в онлайн-казино появилось еще несколько азартных развлечений с кубиками.
«Игральные кости» на разных языках: dice [дайс] — английский, dados — испанский, dado — итальянский.
Социальные игры с классическими костями наиболее распространены в США, латиноамериканских и южноевропейских странах. Ставки на деньги не редкость. В отличие от карт к костям более лояльное отношение в публичных местах. В Европе и Америке выпускаются специальные игровые комплекты, в которые входит стакан для броска.
к содержанию ↑Основные правила игр с костями
Далее будет рассказано, как играть в кости в дружеских компаниях, в том числе в Крэпс, Сик-Бо и другие дисциплины наземных заведений. Азартные развлечения с кубиками можно разделить на несколько групп по целям, стоящим перед участниками.
Крэпс
Цель участников — выбросить заказанные очки на двух кубиках, пока не сложилась другая сумма. В Крэпс играют один на один. Расчет происходит сразу после завершения раунда. В нем два этапа.
Ход кона:
- Жеребьевка определяет, что один из участников в первом этапе должен выбросить 7 или 11, а другой — 2, 3 или 12.
- Если что-то из этих очков выпало в первом этапе, раунд завершается и происходит расчет.
- Если случились очки 4, 5, 6, 8, 9 или 10, они становятся целевыми. Во втором этапе их должен выбросить участник, ранее игравший на 7 или 11. Теперь семерка работает против него.
- Если 7 очков во втором этапе выпали раньше, побеждает соперник, ранее ставивший на 2, 3 или 12.
Во втором этапе учитываются только семерка и целевые очки. Если выпало что-то другое, броски продолжаются. В онлайн-казино правила могут отличаться.
Тысяча
В Тысяче самые сложные правила игр в кости. Они занимают несколько машинописных листов и полностью изложены по этой ссылке. Количество игроков — от двух до пяти. Обязательно ведение записи. Длительность партии — не менее 40 минут.
Есть похожая дисциплина — зонк.
Чтобы знакомство с правилами Тысячи произошло легче, кратко обзор дисциплины:
- Используются пять костей.
- Побеждает участник, набравший первым 1000 баллов в таблице.
- Ценность граней: единицы — 10, пятерки — 5, остальные — 0.
- Подсчет очков за триплеты (три одинаковых грани): номинал умножается на 10. Для квадриплетов (четыре одинаковых) — на 20.
- В раунде бывает до четырех бросков.
- Набор баллов в таблице не происходит непрерывно. На пути игроков два вида диапазонов, которые необходимо преодолеть за один раунд, — бочки и ямы.
Тысяча требует знания вероятностей. Важно умение оценивать манеру действий соперника. Существует до 30 вариаций правил. Не запрещается вводить свои.
Покер на костях
Костяной покер и карточный не похожи. При игре с кубиками нет сравнения комбинаций. Формат — набор баллов за выполнение заданий.
Используются пять костей. В партии 12 раундов. В каждом необходимо за несколько бросков собрать определенную комбинацию. Примеры: триплет, стрит, фулл-хаус (3+2), каре и т.д.
Индийские кости
Подобие карточного покера — Индийские кости. Именно здесь происходит сравнение комбинаций и борьба за банк. Участников за столом — до 10. В Индийских костях, в отличие от костяного Покера, не играет стрит. Зато добавлены пара и две пары.
Участники бросают по очереди. На составление комбинации даются три попытки. Разрешаются два действия: бросать заново, откладывать любые кубики.
Право начального хода перемещается по часовой стрелке. Только первый участник имеет три попытки. Он может получить хорошую руку за один или два броска. Тогда столько же попыток на составление комбинации будет у его оппонентов.
Мартинетти
Правила игры в кости с набором очков встречаются чаще всего. Это не только Тысяча. За рубежом чаще всего играют в Мартинетти или Огайо.
Задействованы три кубика. Цель участников — набрать 12 баллов в таблице. Очки выдаются за грани 1, 2 и 3. Игроки бросают по очереди. Если в первой попытке не выпала единица, раунд заканчивается. Если она случилась, дается право на второй бросок. В нем нужно выбросить двойку, а в третьей попытке — тройку. Возможно получить сразу 3 или 6 очков в первом же броске, если выпадут грани 1–2 или 1–2–3.
Морской флот
Одна из игр на исключение элементов — морской флот. Количество участников не ограничивается. Первоначально у каждого по пять кубиков. Очки приносят грани 1, 2 и3.
Ход раунда:
- Цель первого броска — получить шестерку («капитан»). Эта кость выводится из игры.
- Во второй попытке нужно исключить пятерку («корабль»).
- В третьем — четверку («команда»).
- Когда выбыла четверка, суммируются значения двух оставшихся граней. У кого больше очков на них, тот и побеждает.
Разрешается выводить из игры по два кубика за бросок, но только в сочетаниях 6–5 или 5–4. В раунде всегда только три попытки. Примерно в половине случаев до набора очков так и не доходит — не удается исключить все грани 6, 5 и 4. При досрочном удалении трех кубиков (за две попытки) участник получает бонусный бросок для набора очков.
Лжец
Игра, похожая на карточную Верю-не верю, — это Лжец. Количество участников — любое. Играют пятью костями. Используются комбинации Покера на костях.
В начале партии у каждого участника по три ставки. Бросок происходит «втемную» — выпавшие кубики накрыты стаканом. Игрок обязан объявить, какая у него комбинация. Например, стрит или триплет в каких-то номиналах. Соперник слева — проверяющий. Он должен согласиться или объявить: «не верю» или «лжец». В любом случае будет вскрытие.
Если проверяющий ошибся, он теряет одну из трех ставок. Иначе то же самое происходит с его соперником. Процесс продолжается, пока не останется последний участник. Он и забирает весь банк.
Игра, похожая на Лжеца, называется Блеф.
Пиратские кости
Иначе эта игра называется Перудо. Правила игр в кости здесь самые непонятные при первом прочтении. Причина — непривычный ход партии и большое количество нюансов. Полные правила перудо здесь.
Базовые моменты:
- Перудо похоже на игры Лжец и Блеф.
- Количество соперников — от двух до шести.
- У каждого участника свой индивидуальный комплект из пяти костей.
- Бросок происходит «втемную» — расклады находятся под перевернутыми стаканами участников. Каждый знает только свою комбинацию.
- Цель игры — выбивать соперников. Последний оставшийся забирает банк.
- У каждого игрока по пять «жизней» — по начальному числу кубиков.
Соперники по очереди объявляют комбинацию на всех костях, оставшихся в игре, а не только на своих. Оппонент слева может согласиться. В этом случае он обязан предложить новую комбинацию старше названной ранее.
Если сочетание, предложенное оппонентом, кажется слишком неправдоподобным, объявляется проверка — стаканы всех участников поднимаются. Если проверяющий ошибся и комбинация на самом деле была на столе, теряется одна «жизнь» — кубик выкладывается в центр стола. Если проверяющий был прав, одну кость отдает конкурент.
Пример для партии вчетвером. Начальный раунд:
- Участник №1 тайком смотрит свой расклад и видит три двойки, тройку и четверку. Теперь задача — спровоцировать соперника на проверку.
- Происходит оценка общего количества двоек у всех игроков, то есть на 20 костях. Так как три двойки уже есть, логичная заявка — «шесть двоек».
- У участника №2 есть одна двойка, но также имеется один дубль — на пятерках. Здесь нельзя объявлять проверку. Правильно будет «сбить» противника с комбинации — повысить заявку «по номиналу». Например, объявить «пять пятерок».
Приведенный пример показывает только общий принцип. В Перудо до 20 дополнительных правил. Статья с их детальным изложением здесь.
Чикаго
Эта игра — одновременно и гонка по очкам, и выполнение заданий. Оптимальное количество участников от двух до пяти. Бросают два кубика. В партии 11 конов. Сначала необходимо получить два очка (дубль на единичках). Во втором раунде нужно выбросить 3, в последнем — 12.
Если задание кона выполнено, соперники не могут продолжать. Они получают нули в таблицу. Победитель партии определяется по итоговой сумме баллов за выполнение заданий.
Тузы
В игре Тузы происходит исключение элементов. В начале партии их пять. Побеждает участник, получивший на последнем кубике туза — единицу. Количество игроков — не менее трех. Право первого хода определяет жребий.
Броски делаются по очереди. Выпавшие пятерки отдаются соседу слева. Двойки получает соперник справа. Единички выбывают из игры. Участник продолжает, пока есть что бросать. Далее ходит оппонент слева. В партии побеждает обладатель последнего оставшегося кубика.
Банк на костях
В игре есть банкир. Все его соперники — понтеры. Каждый из них назначает номинал грани, который он будет пытаться получить в броске. Обязанность банковать выполняется по очереди.
В отличие от других азартных игр здесь банкиром быть невыгодно. Математическое преимущество понтера равно 3,24%.
Используются три кости. Банкир играет с каждым понтером по отдельности. Остальные ждут своей очереди. Выбрасываются все три кости одновременно. Понтер получает выплату, если случилась хотя бы одна нужная грань. Когда таковых нет, его ставка проигрывает. Банкир платит по следующей схеме.
Игра в 13
Необычные правила игры в кости — в стратегической дисциплине Тринадцать. Успех приносит знание вероятностей. Также важны навыки устного счета. Обычно играют один на один. Необходимо ведение записи. В партии несколько раундов.
Используются две кости. У одной нестандартная разметка граней — от 2 до 7. Выбрасываются обе одновременно.
В каждом раунде 5 бросков. Очки всех попыток складываются. Задача игрока — получить в конце сумму, кратную 13. Один балл в таблицу записывается за 13, два даются за 26, 3 — за 39 и т.д. Победа в партии — набор 10 зачетных очков.
Результаты первого и пятого бросков учитываются как есть. Над суммами попыток 2–4 разрешено производить манипуляции:
- Умножить результат броска на 2, 3 или 4.
- Разделить на те же числа.
- Вычесть результат броска из суммы, уже набранной в раунде.
Пример манипуляций с результатом: предположим, что в первой попытке выпало 9 очков, а второй бросок дал 12. Теперь у игрока два решения: продолжать в надежде заработать 26 или 39 в бросках 3–5 либо выполнить деление последней выпавшей суммы (12) на 4, получить 13 и записать 1 балл в таблицу.
Бак Дайс
Buck Dice — игра, сочетающая в себе два формата: выполнение заказа и гонку по очкам. Оптимальное количество участников — три или четыре. Играют тремя кубиками. Ведется таблица результатов.
Перед началом партии проходит жеребьевка на набор очков в одном броске. У кого результат лучше, тот будет ходить первым. Обладатель меньшей суммы назначает пойнт — цифру от 1 до 6, которую все будут пытаться получить на кубиках.
Участники по очереди бросают все три кости. Игра идет до набора 15 баллов в таблице. Запись происходит так:
- За грань, совпадающую с пойнтом, — 1 балл.
- За дубль в номинале пойнта — 2.
- За любой триплет — 5. Такая комбинация называется «малый бак».
- За триплет в номинале пойнта — 15, что означает победу в партии. Это сочетание и есть «бак» (Buck).
Раунд для каждого игрока продолжается, пока идет набор очков. Если бросок пустой, ходит следующий соперник.
Участник, набравший 15 баллов, не объявляется победителем, а просто выбывает. Последний оставшийся считается проигравшим. Он оплачивает остальным их ставки 1к1. Отдельно можно оговорить правило, что за выход из игры с комбинацией Buck положен двойной коэффициент.
Хай Дайс
Самые простые правила игр в кости в развлечении с названием Хай Дайс (High Dice). Используются два кубика. Участники бросают сразу оба. Кто получил больше очков на гранях, тот и победил. Хай Дайс — это игра один на один.
Существует несколько онлайн-версий. Все их можно найти в разделе Games на азартных сайтах, использующих платформу 1xBet.
Два кубика
Это простая игра на набор очков в таблице. Используются два кубика — черный и белый. Они бросаются одновременно. Один дает положительные баллы, другой — отрицательные. Количество участников любое.
Три кубика
Цель игроков — точно выполнить заказ. Используются три кубика. Перед началом партии каждый из соперников называет сумму, которую он намерен выбросить. Кому это удалось сделать первым, тот и выиграл.
Описанные правила слишком простые, так как все будут пытаться выбросить самые вероятные комбинации — 10 или 11. Чтобы сделать процесс интереснее, для иных сумм возможно установить повышенную ценность. При этом в партии будет несколько раундов с записью в таблицу.
Четыре кубика
Количество участников не ограничивается. Формат состязания — гонка по очкам. Перед началом партии нужно договориться о количестве раундов или о победной сумме.
Задействованы две белых и две черных кости. Одни дают положительные баллы в таблицу, другие — отрицательные. Кубики находятся в мешке. Их вынимают вслепую. Нет стандартного правила, сколько доставать, обычно два.
Сик-бо
В Китае и Юго-Восточной Азии вне казино играют в упрощенный вариант Сик-бо. Все участники действуют против одного общего соперника — банкомета. Количество игроков — чем больше, тем лучше. Ставки делаются на сумму очков на трех гранях:
- Малую — от 4 до 10.
- Большую — от 11 до 18.
Выброшенные очки — общие для всех. Если есть попадание в диапазон, игрок получает выплату от 1 к 1. При любых трех гранях одного номинала все ставки забирает банкир.
В «настоящем» Сик-бо более 30 разновидностей ставок. Статья о Sic Bo в онлайн-казино — по этой ссылке.
Свинья
Очень простая и одновременно стратегическая игра предусматривает знание вероятностей последовательных событий. Также необходимо понимать, рискованно или осторожно действует противник.
Оптимальное количество игроков — три или четыре. Необходимо вести запись. Когда раунд участника завершен, право броска переходит сопернику слева.
Цель — набрать 100 очков. Используется единственная кость. Ее бросают по очереди. В каждом заходе количество попыток не ограничено. Суммы бросков складываются. Если игрок увидел «пятачок свиньи» — единичку, то очки, набранные в раунде, сгорают и ходить начинает соперник.
к содержанию ↑Стратегии в играх с костями
Костяных дисциплин, требующих построения стратегий, немного: Тысяча, Пиратские кости, Индийские кости, костяной Блэкджек, Тринадцать, Свинья. Здесь, в отличие от карт, нельзя найти инструкций в интернете, как действовать в конкретных ситуациях. Стратегии придется создавать самостоятельно. Для этого потребуется:
- Сделать несложные вероятностные расчеты.
- Сыграть «сам с собой» несколько десятков раундов.
Для костяных дисциплин казино Крэпс и Сик-бо стратегии находятся в открытом доступе на многих ресурсах, посвященных азартным играм.
к содержанию ↑Вероятности
В большинстве костяных развлечений все решает удача. Знание вероятностей поможет примерно в 25% игр. Некоторые полезные цифры для отдельных дисциплин:
- Свинья. Если считать испытанием серию из 10 бросков подряд, то вероятность «не слететь на ноль», получив единицу, довольно высока — 16,15%.
- Костяной покер и Индийские кости. Шансы получить комбинацию «пять одного типа» неплохие — 1 к 1296 (для любого номинала). Вероятность длинного стрита — примерно 1 к 50.
- Тысяча. Главная очковая комбинация триплет выпадает с вероятностью 16%, квадриплет — примерно в 10 раз хуже.
- Крэпс. Вероятность победы во втором раунде при выпадении семерки равна 16,67%. Если оппонент играет на 6 или 8 очках, шанс их появления —13,89%.
Советы от опытных игроков
Самая популярная костяная игра в России — Тысяча. Если в нее приглашают сыграть, не стоит сразу соглашаться. Скорее всего, соперники отлично знают шансы различных исходов. Предложение можно принять на следующий день, сделав самостоятельные расчеты вероятностей.
В Южной Европе и Латинской Америке в кости часто играют в уличном формате. Если решено испытать удачу в незнакомой компании, придется следить, не жульничают ли соперники:
- Проверка на утяжеление одной из граней.
- Контроль «короткого» броска — почти без вращения кубиков.
- Контроль подмены костей.
Перед игрой нужно обсудить договоренности и правила разрешения спорных ситуаций.
Можно рискнуть участвовать в партии, если будут использоваться стандартные кубики из покерных наборов или настольных развлечений. У костей, выглядящих необычно, могут быть изменены физические свойства.
к содержанию ↑