Правила игры в 1000 (Тысячу)
Благодаря интернету возродился интерес к карточным играм, распространенным в СССР в 1950-1990 годы. На развлекательных сайтах сейчас можно найти оппонентов для партии в Тысячу, Преферанс, Кинг, Расписной покер. Правила игры в 1000 в карты самые запутанные — «стандарта» нет. В разных местах страны могут существовать свои регламенты и договоренности между участниками. Эксперты редакции собрали все известные им варианты правил. Данная статья поможет сразу начать играть в новой компании. Помимо рассмотренных разновидностей правил, читатели могли встречать иные.
Правила карточной игры Тысяча
Рассматриваемая дисциплина входит в семейство преферансных. Это означает, что по ходу кона разыгрываются взятки. В отличие от Преферанса и Расписного покера важно не их количество, а полученные очки. У каждого номинала своя стоимость. В конце кона отыгранные карты открываются, соперники подсчитывают заработанные очки и заносят их в таблицу.
В преферансных играх в сложившихся компаниях результаты конов записывает один и тот же участник. Принятое сленговое выражение — «писарь».
Партия состоит из конов. Их всегда получается не менее 15. Для определения победителя часто приходится играть 30-40 раундов.
За столом три соперника. Они сдают поочередно. В раунде распределяются 8 взяток. Информация о том, как играть в Тысячу вчетвером и вдвоем, есть в конце этой статьи.
Задача каждого участника — набрать 1000 баллов первым. На этот рубеж нельзя выйти маленькими шагами. Когда цель близка, лидеру назначается очковый интервал, который предстоит преодолеть, набрав 120 очков в одной раздаче.
Используется сокращенная колода. В ней 24 карты. Номиналы от двойки до восьмерки удалены. Пока розыгрыш не начался, все масти равноправны. По ходу кона одна из них становится козырной.
Очковая ценность номиналов, за исключением девятки, та же, что и в игре Двадцать одно. Туз в 1000 — самая сильная карта. Десятка — вторая по иерархии. Она бьет короля. Три младших номинала по убыванию силы и ценности: дама, валет, девятка.
Номинал | Очки |
---|---|
Туз | 11 |
Десятка | 10 |
Король | 4 |
Дама | 3 |
Валет | 2 |
Девятка | 0 |
Основные понятия
Есть базовые правила карточной игры Тысяча, одинаковые в каждой компании. Их нельзя менять. Список поправок и договоренностей обширен, но здесь также есть «стандарты». Участники выбирают для себя дополнительные правила из уже существующих. Придумывать собственные нельзя.
Взятка
Когда соперники выложили на стол по одной карте, сформировалась взятка. Ее забирает участник, сыгравший старшим номиналом или козырем. Теперь ход у него.
Следует выкладывать масть, с которой зашел оппонент. Участник должен бить козырем, если необходимой масти нет.
Каждый кон происходит борьба за 8 взяток. В Тысяче десятка старше короля, а девятка — самая младшая.
Очки колоды — 120. Столько можно набрать, получив все восемь взяток.
Козырь
В начале кона козырь не установлен. По ходу розыгрыша его заявляет участник с К + Д одной масти на руках. Такое карточное сочетание называется марьяжем.
Сленговое выражение «хвалить» означает объявлять марьяж. Одномастные король и дама иногда именуются «хваленкой».
Чтобы назначить козырь, нужно выложить даму и произнести: «марьяж» или «такая-то масть — козыри». Чтобы «хвалить», у игрока должна лежать взятка, полученная ранее.
По ходу раунда возможна смена козыря. Это произойдет, если второй участник тоже держит марьяж и он отобрал взятку у соперника, объявившего козырь ранее.
Согласно правилам игры в Тысячу, в любой момент бить козырем запрещено. Если есть иная масть, выкладывается она. Забрать взятку козырем можно, если нужная масть отсутствует.
Марьяж
Главный набор баллов в таблице дают бонусы за марьяжи. Они должны быть открытыми — объявленными по ходу кона. Если при разборе взяток в конце раунда кто-то из участников нашел у себя короля с дамой, отданных соперниками, бонусных очков нет. Ценность марьяжей стандартна: в червах — 100, в бубнах — 80, в трефах — 60, в пиках — 40.
В некоторых компаниях существует тузовый марьяж. Его стоимость — 200. Это сочетание вводится по договоренности. Чаще играют без него.
Чтобы занести 200 в таблицу, участник должен иметь предыдущую взятку. То есть не стоит учитывать тузовый марьяж для набора очков, если на руках нет десятки.
Сдача карт
Обязанность сдавать в первом раунде определяется по жребию. Часто колоду метают до получения туза кем-то из участников. В следующий раз сдавать будет соперник слева.
После окончания каждого кона колода тасуется произвольным образом. Перед новым раундом обязателен подсъем (подрезка) соперником, сидящим справа от сдающего. В тонкой стопке должно оказаться не менее трех или пяти карт (по договоренности в компании). Если данное условие нарушено, подснимающий получает штраф –120. Правило наказания за неправильный подсъем необязательно.
Любые пенальти в игре 1000 стандартны — –120.
Для подснимающего предусмотрена еще одна санкция. Когда колода разделена, раздающий смотрит нижнюю карту. Если это девятка, предстоит срезать еще раз. После трех девяток подряд подснимающий получает пенальти. Данное правило фактически обязательно. Варианты: штраф после двух девяток подряд, игра валета как девятки при подсъеме.
Карты раздаются по одной сверху колоды. В результате у каждого игрока оказывается по семь. Три выкладываются на середину стола. Это прикуп, за который будет происходить борьба. В него не могут быть отправлены карты № 1-3 и № 22-24. Если такое произошло, сдающему выписывается штраф –120. Это обязательное наказание.
Пересдача
Правила игры в 1000 предусматривают возможность отказа от плохой руки. Пересдача запрашивается, пока не сделан первый ход. Условия такие:
- В прикупе были две девятки.
- Сумма очков прикупа меньше 5.
- У кого-то из игроков все девятки.
- У одного из участников меньше 13 очков.
Можно задействовать все названные правила либо выбрать что-то. Пересдача также обязательна при ошибке раздающего.
Прикуп
Три карты в центре стола образуют прикуп. Его получает победитель торгов. Прикуп показывается соперникам. Есть две ситуации, когда этого не делают:
- Победа в торгах при первой обязательной заявке «100».
- Объявлена игра «втемную» (об этом см. далее).
Снос
После взятия прикупа на руках одного из игроков оказывается 10 карт. У соперников остается по 7. Предстоит отдать по одной каждому. Это действие называется сносом. Можно установить одну из двух договоренностей: отдаваемые карты показываются либо нет.
Торговля
После получения стартовых раскладов слово у участника слева от раздающего. Первая заявка в торгах — «100». Это означает обязательство набрать 100 очков. От данной заявки отказаться нельзя.
Далее оппоненты смотрят свои начальные расклады. Продолжать торги целесообразно при наличии марьяжа и хотя бы одного туза. Также случаются редкие ситуации трех тузов и трех десяток на одной руке либо пяти карт одной масти без марьяжа. При таких раскладах есть возможность забрать все взятки, что даст +120.
Если начальная рука боеспособна, следующая заявка будет «105». Далее торги происходят с шагом 5, пока двое не скажут «пас». Обычно разрешаются заявки «прыжком». Если у кого-то сильный начальный расклад, можно сразу сказать, например, «150».
Победитель торгов получает прикуп. В раздаче у этого игрока право первого хода и назначения козыря.
Заказ
Заявку, при которой получен прикуп, разрешено повышать. Например, сказав «120», участник победил в торгах. Можно увеличить свои обязательства. Окончательное число, произнесенное вслух, — это и есть заказ. Максимальные очки — 300. Это два старших марьяжа плюс все номиналы колоды. При соглашении о тузовом марьяже ограничение для заказа — 500.
Можно применять еще одно правило игры в Тысячу в карты — запрет на объявление 120 без марьяжа. Данное условие оговаривается в начале.
По традиции преферансных дисциплин участника, выполняющего заказ, корректно называть «играющим», а оппонентов — «вистующими».
Роспись
Если играющий понимает, что не сможет набрать заявленные очки, есть возможность «расписать». При этом участник не теряет ничего. Сумма заявки делится между оппонентами. Игроку в таблице ставится значок «R». Расписывать разрешено не более двух раз за партию. Действие запрещено при прохождении обязательного диапазона — это ситуация «бочка».
Когда лимит расписывания исчерпан, игрок может «списывать». При этом из баланса вычитается сумма заявки. Соперники делят списанные очки поровну.
В некоторых компаниях классическая роспись не работает — нет возможности отказаться от заявки без получения минуса. Действует сразу правило списания, но при этом его все равно называют расписыванием.
Болт
Если в раздаче очки не набраны, в таблице ставится штрафная отметка — болт. Сразу списания баллов не происходит. Разрешено получить два болта. При третьем будет пенальти –120. После этого отсчет болтов начинается заново.
Бочка
Когда один из игроков дошел до рубежа 880, возникает ситуация «бочка». В таблице рисуется значок (|||). Теперь лидер обязан набрать 120 за один кон. На это дается 3 попытки. Если все неудачные, участник сбрасывается на отметку 760. То же самое происходит, когда лидер не выполнил свой заказ. «Падение» с бочки при болте — опциональное правило.
Особенности игры на бочке:
- Торги начинаются с обязательной заявки «120».
- Запрет на роспись и списывание.
- Болты лидеру не ставятся.
- Запрещены «темные» — заявки не глядя в карты.
- На бочке не разрешено «сидеть» двоим. Вышедший на отметку 880, «сбрасывает» конкурента со штрафом.
Если сидящий на бочке не делал заказа, заработанные им очки не учитываются. Вместо обычных записей в таблице рисуются «1» и «2».
Сброс на ноль
Если игрок в партии пытался «запрыгнуть» с бочки трижды (за девять попыток в общем) и не смог сделать этого, происходит обнуление всех баллов партии. Это одно из обязательных правил карточной игры 1000.
Подсчет очков
Когда кон завершен, участники разбирают полученные взятки и занимаются подсчетом очков. Бонусные баллы дают только открытые марьяжи. При этом очки за короля (+4) и даму (+3) учитываются. Если марьяж был открыт, однако его нет во взятках (короля и/или даму забрал соперник), бонусные баллы начисляются все равно.
Для вистующих применяется правило округления: если результат оканчивается на 4, 6 или 7, округление происходит до пятерки. Иначе — до десятков. Примеры: 34 или 37 у вистующего — это 35; 28 или 32 — это 30.
Для играющего данного правила нет — подсчет делается точно. Если для выполнения обязательства не хватает даже 1, с баланса снимается вся сумма заказа. «Лишние» очки не имеют значения. Играющий записывает себе лишь стоимость выполненного заказа.
Определение победителя
Очки, заработанные в каждом коне, заносятся в таблицу. Если игра проходила на деньги, применяются два способа взаимных расчетов:
- Ставка делается на партию целиком. Единственный победитель получает весь призовой фонд.
- Балл имеет денежную стоимость. По завершении партии из баланса победителя вычитаются результаты оппонентов.
При последнем способе выигравших бывает двое. Пример: второй баланс равен 700, а худший — 200. В этом случае победитель получает +300 и +800 с соперников. Второй участник проигрывает –300, но зарабатывает +500 и остается в итоговом плюсе.
Самосвал
По договоренности вводят необязательное правило самосвала. При попадании на отметку 555 игрок теряет все баллы — откатывается на ноль. При определении ситуации работает стандартное округление.
Штрафы
Любые пенальти в Тысяче равны –120. Их полный список:
- За девятку внизу колоды три раза подряд — подснимающему.
- Ему же за число карт в малой пачке меньше 3 или 5.
- Раздающему за неправильный порядок карт, ушедших в прикуп.
- Ему же за случайное вскрытие карты.
- За не ту масть, выложенную непредумышленно.
- За 3 болта.
- За 3 неуспешные попытки выиграть партию.
- За 3 росписи, если данное правило оговорено.
Также допустимо запретить активные торги при минусовом балансе. За жульничество, например осознанный ход не по масти, применяют две санкции: штраф –240 и/или запрет на торговлю на 3-6 раундов либо до завершения партии.
Темные
Когда игрок заявляет «120», не открывая своих карт, говорят, что объявлена «темная». Так обычно поступает аутсайдер партии. Заявка разрешена при первом слове в торговле. При темной все очки, в том числе вистующим, учитываются в двойном размере. Данное правило не обязательное. Допустимо установить лимит на темные или вообще запретить их.
Если после объявления «120» соперники отказались от борьбы, прикуп не вскрывается. Заявку темнящего можно перебить, тогда результат кона подсчитывается обычным образом. Темные запрещены на бочках.
Золотой кон
Для обострения борьбы иногда вводят обязательные темные в начале. Это и есть «золотой кон». Каждый игрок объявляет «120» по одному разу. Если никому не удалось сыграть свой заказ, минусы в таблице отменяются.
Дополнительные договоренности
Как резюме и справка ниже представлен список договоренностей, о которых было рассказано в статье, а также редкие соглашения:
- Снос: показывается или нет.
- Штраф подснимающему за валета.
- Запрет на заявку «120» без марьяжа.
- Правило самосвала: есть или нет.
- Условия росписи: со списанием с баланса стоимости заказа или без этого.
- Лимит росписей и штраф после третьей.
- Разрешены ли темные и в каком количестве.
- Объявление темной, если соперники посмотрели в карты: разрешено или нет.
- Запрет на торговлю при минусовом балансе. Также лимит: при любом значении или при –120.
- Бочка на рубеже 900.
- Промежуточная бочка на отметке 380.
- Двое на бочке — разрешено или нет.
- Победа при наборе 121 или 125 на бочке.
Ведение таблицы
Правила игры в 1000 предусматривают ведение «протокола» конов. Записывает один из игроков, но не по очереди. В таблице баллы накапливаются. Результат отдельной раздачи не фиксируется. Ниже показан пример завершения партии.
Первый столбец — порядковый номер кона. Зеленый цвет — баллы, заработанные выполнением заказа. Красный — минусы за недобор очков играющим, за третий болт и за «падение» с бочки. Черный шрифт — баллы, набранные вистующими.
Встречается Тысяча на костях. В ней похожие игровые ситуации и терминология. Запись ведется почти так же.
к содержанию ↑Правила игры в 1000 с разным количеством игроков
Классическая Тысяча — на троих. Вариант карточной игры вчетвером имеет незначительные отличия. Сложности возникают, когда появляется желание сыграть вдвоем.
C 2 участниками
Как играть в Тысячу в карты вдвоем толком не знают даже те, кто застал период расцвета дисциплины в 1970-1990 годы. У разновидности нет стандартных правил. Далее описывается самая популярная версия.
Сдается по 10 карт. Используется также урезанная колода. Имеются 2 прикупа. В каждом по 2 карты. Победитель торговли выбирает один. Второй остается невскрытым. При сносе оппоненту не отдается ничего. Участник просто убирает из своей руки 2 карты. Заказ, розыгрыш, подсчет результата кона и запись такие же, как и в обычной Тысяче. Ниже сделано сравнение стандарта и варианта вдвоем.
Параметр | Втроем | Вдвоем |
---|---|---|
Взятки в розыгрыше | 8 | 10 |
Карты во взятке | 3 | 2 |
Первоначально раздается | По 7 | По 10 |
Карты в прикупе | 3 | 4 |
Сколько прикупов | 1 | 2 |
Карты, не участвующие в розыгрыше | Нет | 2 |
C 4 участниками
Если партия проходит вчетвером, раздает «свободный» участник. Он держит прикуп, в торговле и розыгрыше не участвует. Для раздающего работают следующие правила:
- Засчитываются прикупные очки, а также за марьяжи.
- Четвертый игрок получает три вида штрафов: как раздающий за ошибки, при отказе оппонента от прикупа, за плохие очки в нем.
Вчетвером для ускорения темпа часто используют две колоды. Пока идет розыгрыш, свободный участник тасует одну из них.
Также нужно оговорить два момента:
- Позволено ли доиграть раздачу за соперника, собирающегося расписать или списать заказ.
- Разрешено ли раздающему советовать либо вести розыгрыш за другого участника, находясь «в доле».